«Рост цен наряду с другими факторами уже внес определенный вклад в накопленное недовольство людей, что явилось глубинной причиной январских протестов, — заявила Оксана Дмитриева. — Другими факторами стали пенсионная реформа, сокращение реальных доходов, длительное отсутствие экономического роста и коррупция. По данным Росстата рост цен по продовольственной группе составил 105% и опережает средний индекс инфляции, а прирост цен на продукты питания составил 7,6%. Прискорбно то, что наибольший рост цен отмечается по самому дешевому сегменту — на хлеб, макаронные изделия, подсолнечное масло и сахар.
Рост цен на продовольствие происходит на фоне рекордного урожая зерновых, и роста экспорта сельхозпродуктов. Экспорт сельхозпродукции достиг, по данным ФТС, 25 млрд долларов. Причем рост экспорта идет даже по тем товарным группам, где собственное производство удовлетворяет потребности менее, чем на 50%. Это свидетельствует о том, что для роста цен на продовольствие не было объективных причин, кризис здесь рукотворный.
Рост цен на продукты питания связан с неумением или нежеланием регулировать сельскохозяйственный рынок: потоки экспорта, импорта, своевременность введения экспортных вывозных таможенных пошлин, и наоборот, снятие импортных ввозных пошлин. В данный момент отрегулировать цены уже довольно сложно, поскольку весь урожай уже практически продан. Для минимизации реальных потерь населения и снятия недовольства следует индексировать денежные доходы граждан, пенсии, пособия. Причем сделано это должно быть за счет федерального бюджета, так как у регионов нет финансовых резервов. Федерации нужно исправлять допущенные ошибки в социальной политике и в сельскохозяйственной политике, а регионы должны сосредоточить свои усилия на сдерживании роста тарифов на ЖКХ и транспорт».