Лидер фракции «Единая Россия» Борис Грызлов заявил, что парламентская оппозиция пытается «расшатать ситуацию» в стране. Зампред фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Оксана Дмитриева в интервью Радио Свобода в том же самом обвинила «Единую Россию».
Общаясь в четверг, 16 апреля с журналистами, председатель Госдумы и лидер парламентского большинства объяснил, как он расценивает отказ всех оппозиционных фракций поддержать вчера антикризисный план правительства и поправки в федеральный бюджет-2009. «Считаю, что брошен вызов — вызов со стороны оппозиции тому порядку, той стабильности, которая на сегодняшний день существует», — цитирует Бориса Грызлова «Интерфакс». По мнению Грызлова, оппозиционные фракции в угоду собственным интересам «решили голосовать против власти, против мнения партии власти, против президента, против председателя правительства». «Что это, как не призыв к расшатыванию ситуации?» – воскликнул думский спикер.
С просьбой прокомментировать эти обвинения Радио Свобода обратилось к Оксане Дмитриевой – главному разработчику антикризисного плана, который «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» еще в конце прошлого года предложила правительству.
— Сегодня Борис Грызлов фактически обвинил оппозицию, в том числе вашу фракцию, в дестабилизации политической ситуации. Он сказал, что в действительности были учтены многие антикризисные предложения оппозиции, и что в этой связи ваше поведение выглядит неконструктивным.
– Отдельные наши предложения действительно были учтены, но в гораздо худшей редакции. В частности, это ведь была идея «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» – досрочного использования материнского капитала. Соответствующий законопроект мы внесли раньше, чем его внесло правительство. Но в нашем варианте разрешалось использовать материнский капитал на все цели жилищного строительства, а в правительственном варианте – только на погашение ипотечных кредитов. Это в разы снижает количество семей, которые могут воспользоваться данным послаблением.
Или, например, мы с самого начала категорически возражали против того, на чем настаивала «Единая Россия»: против спасения крупных собственников за счет бюджетных средств. В частности, против предоставления «Внешэкономбанку» 50 миллиардов долларов на кредиты крупным собственникам для расплаты по их внешним долгам. Теперь с нами согласились, признали, что это нецелесообразно. Но 11 миллиардов долларов уже истрачено.
У нас принципиальное расхождение с финансовым блоком правительства и с «Единой Россией» в оценке причин кризиса. «Единая
Работать фракция «Единой России» не очень умеет. И тогда вместо профессиональных аргументов в споре выдвигается аргумент политический: «Вы – вредители».
Россия» утверждает, что кризис финансовый, и нужно, прежде всего, помогать финансовой системе. По их мнению, это вообще не наш кризис, а американский, который нас одним крылом немножко задел. Мы же считаем, что у нас кризис именно экономический, и бороться нужно со спадом производства, с сокращением рабочих мест. Поэтому мы с самого начала предлагали снижение налогов и расширение государственного спроса.
Снижение налога на добавленную стоимость, введение налоговых каникул для малого бизнеса и селективная поддержка инновационного бизнеса, науки, высшей школы – по всем этим позиции наша фракция внесла проекты законов еще в декабре. За прошедшие три с лишним месяца они даже не рассмотрены в Госдуме. О каком учете предложений оппозиции говорит Грызлов?
Вместо этого принимается закон — очень некачественный, на коленке сделанный — о снижении на 4 процента налога на прибыль и о праве министра финансов предоставлять налоговые рассрочки на сумму свыше 10 миллиардов рублей. Тоже селективная поддержка, но не важных для страны отраслей, а просто каких-то «своих», которые доберутся до министра финансов.
– Законы законами, но почему вы против антикризисной правки бюджета голосовали?
– У нас были принципиальные возражения относительно предложенной правительством корректировки бюджета. Основные средства опять пошли банкам, 300 миллиардов рублей. При этом – 40-миллиардное сокращение расходов на науку, 65-миллиардное – на дороги. В бюджетах регионов – приблизительно триллионная «дыра», а федеральный бюджет компенсирует им только 300 миллиардов выпадающих доходов. Идет сокращение инвестиционной программы, фактическое сокращение фонда оплаты труда – снижаются зарплаты бюджетников, уменьшается количество рабочих мест. Практически полностью режется программа «Жилье», программа капитального ремонта жилья.
Короче говоря, мы в целом не согласны с тем, как распределяются финансовые приоритеты. Но вместо конкретных разговоров, обсуждения проблемы по существу начинаются политические обвинения. Например, мы говорим: «Почему банкам даете 300 миллиардов, когда нужно помогать науке и посылать деньги в регионы?» На это они отвечают: «А, вы раскачиваете лодку!»
– При нынешнем раскладе сил в Госдуме оппозиция не способна заблокировать ни одно из решений, которые принимает фракция «Единая Россия». Так какой смысл вам вообще голосовать – хоть «за», хоть «против»?
– Голосование «против» – не бессмысленно. Мы не только четко заявляем о своем отношении к предложениям правительства, но и предлагаем альтернативные меры, формулируем позицию, которая может повлиять на принятие решений. Позиция, заявленная думской фракцией – это альтернативный источник информации для первых лиц государства. Они-то получают информацию от Кудрина и Шувалова, а мы пытаемся донести до них другую точку зрения. И надеемся быть услышанными.
– Сегодняшнее заявление Грызлова – некий сигнал, знак. Вместо того, чтобы пообещать вновь рассмотреть неучтенные предложения оппозиции, он вас фактически обвиняет в политическом вредительстве. Как вы расцениваете это?
— В истории нашей страны оставили след политические деятели, которые обвиняли профессионалов во вредительстве. Помните? Процессы над врачами-вредителями, процесс Промпартии… Думаю, заявление Грызлова – примерно из этой серии. Но хочу напомнить: все-таки страна выжила. Выжила именно потому, что профессионалы, представители научно-технической интеллигенции — которых, собственно, и обвиняли во вредительстве, — продолжали служить народу и Отечеству.
– По-вашему, сегодня Грызлов выразил своё личное мнение? Или это начало массированной кампании дискредитации так называемой системной оппозиции? Вас ведь обвинили в голосовании «против власти, против президента, против председателя правительства».
— Я рассматриваю заявление Грызлова как косвенное признание «Единой Россией» своей профессиональной непригодности. Ведь что произошло? Дискуссии по социально-экономическим вопросам между представителями «партии власти» и оппозицией шли в Госдуме многие-многие годы. Но они редко выплескивались наружу. Теперь же некоторая часть этих законотворческих дискуссий стала достоянием гласности. И общество увидело, что представляет из себя парламентская фракция «партии власти». Оказалось, что она не способна разрабатывать нормальные законы, разбираться в бюджете, четко представляя заложенные в нем механизмы и суть его цифр. Работать фракция «Единой России» не очень умеет. И тогда вместо профессиональных аргументов в споре выдвигается аргумент политический: «Вы – вредители».
– Если верить Борису Грызлову, оппозиция добивается дестабилизации в целом стабильной ситуации. В России — по-прежнему стабильность?
– В России кризис и непрекращающийся спад производства. Дна, к сожалению, экономика ещё не достигла – об этом свидетельствуют статистические данные по первому кварталу. Причем спад производства у нас особо опасный: он сопровождается инфляцией. Это хуже, чем стагфляция. Стабилизировать экономику могут только активные меры по выходу из кризиса. И мы, предлагая такие меры, как раз работаем на стабилизацию. Если же принимаются ошибочные меры, за которые голосует «Единая Россия», это ведет к усугублению кризисных явлений, ухудшению ситуации – в том числе, социальной ситуации. Так что именно депутаты от «Единой России» – главные дестабилизаторы страны.
Радио «Свобода», 16.04.2009, передача «Мифы и репутации»
http://www.svobodanews.ru/content/article/1609973.html
Татьяна Скоробогатько