– Уважаемые коллеги! Данные законопроекты будут иметь последствия аналогичные 122 закону (о монетизации льгот) и пресловутому 113 закону вместе взятым. Законы вносят изменения в более чем 25 законодательных актов и отменяют либо приостанавливают 28 законодательных актов.
Остановимся на первом законопроекте — это замена единого социального налога страховыми взносами.
Первое. Законопроект повышает тариф страховых взносов с 26 процентов до 34 процентов, при этом не отменяет регрессивную шкалу, а, наоборот, вводит суперрегрессивную шкалу, где по ставке 34 процента облагаются заработные платы до 415 тысяч рублей в год и по ставке 0 — все, что свыше.
Что это значит? По последним данным на 0,8 процентов населения не самых богатых, не список «Форбса», а тех, у кого доходы от 100 до 500 тысяч долларов в год, приходится 30 процентов совокупных доходов страны. Всё это, (свыше 100 тысяч долларов), вообще не облагается единым социальным налогом или социальными взносами. Такая суперрегрессивная шкала выводит из-под налогообложения огромную часть доходов хорошо обеспеченных, богатых и сверхбогатых. Тем самым, недостаток средств в Пенсионном фонде и в других фондах, сохранится, потому что повышение тарифа сопровождается такой суперрегрессивной шкалой.
Второе. «Дырка» останется ещё и потому, что сохраняется накопительная часть пенсии. 15 процентов доходов выводится из доходов Пенсионного фонда и не идёт на выплату текущих пенсий. Будущие пенсионеры тоже ничего не получат – в связи с отрицательной доходностью за пять лет по частным управляющим компаниям и практически нулевой доходностью по государственной управляющей компании ВЭБ. Таким образом, всему бизнесу, прежде всего, обрабатывающей промышленности, малому бизнесу предложено оплачивать кругооборот этих финансовых средств, на котором сидят определённые финансовые организации (спекулянты).
Третье. Данный законопроект порождает дифференциацию в эффективной ставке налогообложения по отношению к разной заработной плате. Например, заработная плата до 415 тысяч рублей в год (до 34 тыс. рублей в месяц), эффективная ставка (эффективная ставка – отношение уплачиваемого налога (взноса) ко всей заработной плате в %) – 34 процента. Если человек получает 2 миллиона рублей, то эффективная ставка – 7 процентов, если 3 миллиона в год, то эффективная ставка – 4,7.
Вся обрабатывающая промышленность, легкая и текстильная промышленность, наука и образование будут платить налог по ставке от 32 до 34 процентов, а у нашего уважаемого финансового сектора эффективная ставка будет 24 процента, у добывающей промышленности – 26.
Таким образом, во-первых, мы стимулируем дифференциацию в оплате труда на предприятии, потому что предприниматель, чтобы рабочему повысить зарплату с 20 тысяч до 25, должен с каждого рубля заплатить 34 процента социальных взносов. То есть, деньги рядовым работникам, не обязательно рабочим, но и инженерам – это деньги дорогие. А чтобы топ-менеджеру вместо 100 тысяч рублей в месяц заплатить 150 тысяч рублей в месяц, вы никакого налога не начисляете. Таким образом, топ-менеджменту чем больше повышение, тем лучше, это — дешевые деньги для работодателя.
Четвертое. Куда мы хотим осуществлять структурный сдвиг? В пользу обрабатывающей промышленности, инновационного сектора? Так у них будет самая высокая налоговая нагрузка. То есть, принимая такие законы, мы как раз дискриминируем те отрасли, куда хотим осуществить структурный сдвиг.
И, наконец, если говорить о конкретном человеке, то мы тем самым не даем возможности человеку своим упорным трудом, своей квалификацией, заработать на приличную пенсию, потому что мы ограничиваем сумму, с которой уплачиваются страховые взносы, 415 тысяч рублей в год. Это значит, что все, кто хочет заплатить и получить большую пенсию, должны идти в частные управляющие компании, в негосударственные пенсионные фонды и все риски фондового рынка брать на себя. А государство по солидарной схеме отказывается от того, чтобы дать возможность людям, законопослушным, которые платят взносы и которые стимулируют своего работодателя платить взносы, заработать на пенсию.
Поэтому мы будем голосовать против этого законопроекта. Мы считаем, что «дырку» в Пенсионном фонде он не закроет, налоговый пресс на бизнес только усиливает, а деньги даёт дополнительно тем, кто собирается их крутить в финансовых организациях, управляющих компаниях не для того, чтобы потом эти деньги когда-либо достались пенсионерам.
Теперь о втором законопроекте, который вносит изменения в очень большое количество законов и изменяет порядок расчёта пенсий.
Я не случайно спросила у Правительства, где расчеты. Расчетов по каждой конкретной группе у Правительства нет – сколько будет получать врач, учитель, рабочий, тот, кто имеет северный стаж, тот, кто имеет специальный стаж? И это не случайно, потому что просчитать этот закон совершенно невозможно.
Ни один работник Пенсионного фонда, я вам говорю это ответственно, вручную это не просчитает, а алгоритм составить тоже практически невозможно, поскольку там есть грубые системные математические ошибки, просто математические абсурды. Это я вам как экономист-математик говорю. Как можно в одном случае определять фиксированную базовую часть пенсии как константу, а в другом – как переменную величину, которая зависит от стажа, превышающего 30 лет? Это невозможно, поэтому вы никогда алгоритм не составите без системных ошибок.
Тишь да гладь при принятии этого закона объясняется только тем, что его никто не просчитал.
Например, расчёт пенсии мужчин 1950 года рождения – тех, кто пойдет на пенсию в 2010 году и впервые воспользуется этой прекрасной системой. Я для начала взяла начальника горячего цеха, у которого есть специальный стаж, и который вышел на пенсию на 10 лет раньше. У него не считаются периоды учебы, которые везде вычеркнуты. При этом его заработная плата была в 3, в 4, а может быть и в 5 раз выше средней – и все равно ему учитывается коэффициент 1,2. Его пенсия составит 6 тысяч 267 рублей.
Следующий пример: гражданин 1950 года рождения, который с 15 лет находился в местах лишения свободы, где ему оформили трудовую книжку и начисляли зарплату в размере 1 МРОТ. Потом он вообще мог не работать, ему просто «товарищи» пристроили трудовую книжку и он получал минимальный размер оплаты труда. Его пенсия будет чуть меньше – 5967 рублей.
Далее. Специальность без периодов подготовки к профессиональной деятельности – человек всё время работал, получая среднюю заработную плату. Его пенсия – 8277 рублей.
Следующий пример – врач, который не мог учиться заочно или на вечернем отделении, потому что в медицинских ВУЗах существует только очная форма обучения. У врача шесть лет учебы не будет учитываться! У врача будет пенсия – 6791.
Но вот самый потрясающий пример. У нас два профессора есть во фракции. Профессор Зубов, профессор Шудегов, которые учились в аспирантуре, докторантуре. Они получат пенсию на 500 рублей меньше, чем уголовник. Чтобы достигнуть пенсии уголовника, им нужно ещё четыре года работать, получая среднюю заработную плату. А чтобы достигнуть пенсии, которую получит представитель любой специальности без образования, который получал среднюю заработную плату – они должны работать 22 года и выйти на пенсию в 82 года. Отработка времени учёбы – год за два должны отработать! Поэтому, естественно, за такой дискриминационный законопроект мы голосовать не будем.
Новый пенсионный закон будет работать по принципу » Кто не работает, а главное, не учится, тот ест».
По Стенограмме выступления ОКСАНЫ ДМИТРИЕВОЙ по проекту федеральных законов № 195774-5 и № 195768-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования»» на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ 3 июня 2009 года