Мы предлагаем сбалансированный бюджет, без профицита. Поскольку правительство разучилось планировать расходы, то наиболее эффективным способом поддержки экономики является снижение налогов. Мы предлагаем снизить налог на добавленную стоимость до 12 процентов, вернуться к инвестиционной льготе по налогу на прибыль. Также считаем, что механизм планирования расходов должен быть принципиально другой: только в конкретные объекты и только под конкретную проектно-сметную документацию.
– Уважаемые депутаты, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» считает, что причиной того, что мировой финансовый кризис затронул и Россию, является финансовая политика Министерства финансов. Это политика профицитного бюджета, формирования Стабилизационного фонда и размещения этих средств в иностранных ценных бумагах.
Бюджет на 2009 год также планируется с профицитом в 1,9 триллиона рублей. Профицит объясняется необходимостью стерилизации денежной массы как способа борьбы с инфляцией. То, что это является абсурдом, по-моему, доказано практикой. С 2005 по 2007 годы прирост Стабилизационного фонда составил более 130 миллиардов рублей — это стерилизация, то есть это те средства, которые вывели из экономики. Прирост внешнего частного долга за этот же период составил 300 миллиардов рублей — это то, что ввезли. Только вывели мы наши и дешёвые деньги, а ввезли чужие и под проценты, из одной трубы вылили, за счёт другой трубы влили.
Теперь что касается 2008 года. Кризис ликвидности преодолевается прямыми банковскими вливаниями. С точки зрения инфляции это самая плохая форма впрыскивания денег в экономику, а с точки зрения поддержки экономики — самая бесполезная. Если бы вы впрыскивали деньги через бюджетные расходы, то деньги в любом случае пришли бы в банковскую систему, но через бюджетные расходы или через оставление денег за счёт снижения налогов у предприятий. А так вот что получается в финансовой политике: стерилизация — вливание, стерилизация — вливание, стерилизация — вливание.
Здесь уже были проведены аналогии. Я тоже проведу аналогию из области стимулирования рождаемости. Как известно, если произведена стерилизация, то родить практически невозможно, так как нужна операция по экстракорпоральному оплодотворению, очень дорогая и с непонятным результатом. Так вот, в медицине операция по стерилизации стоит 5 тысяч рублей, операция по экстракорпоральному оплодотворению — 500 тысяч. Вот примерно то же самое вы делаете и с нашей экономикой: за счёт Стабфонда — стерилизация, потом — чрезмерные усилия по оживлению полупарализованной экономики за счёт активных банковских вливаний. Сколько это стоит? 2008 год: профицит, стерилизация — 2,5 триллиона рублей.
Теперь что намечено для ликвидации кризиса банковской ликвидности и кризиса на фондовом рынке. Около 2,5 триллиона рублей на разные направления собирается выделить Министерство финансов, около 3 триллионов, опять же на разные направления, обещано Центральным банком. Таким образом, около 6 триллионов рублей. Не слишком ли дорого?
И по поводу инфляционного штопора, о котором говорил Олег Викторович Морозов. Слишком дорого осуществляется вся эта политика, и в этой связи мы считаем, что отставка министра финансов и коренное изменение политики — это будет хорошая новость для рынка, а в условиях финансового кризиса рынок нужно кормить хорошими новостями.
Мы считаем бюджетную политику правительства и сейчас, и в прошлом ошибочной. У нас есть целая программа действий. Но для того, чтобы не беспокоить рынок, мы сейчас официально заявляем и представителю правительства, и представителю президента, что мы бы хотели изложить нашу программу действий непосредственно главе правительства и Президенту Российской Федерации.
Теперь что касается конкретно бюджета. Мы предлагаем беспрофицитный бюджет, сбалансированный, без профицита. Поскольку правительство разучилось планировать расходы, планировать программы, у него нет достаточного количества объектов, проектно-сметной документации под них, программ инновационного развития, то наиболее эффективным способом поддержки национальной экономики и вливания средств в экономику является снижение налогов. Поэтому мы предлагаем немедленно, с 1 января 2009 года, снизить налог на добавленную стоимость до 12 процентов, это плюс к экономике 630 миллиардов рублей. И мы предлагаем немедленно, с 1 января 2009 года, вернуться к инвестиционной льготе по налогу на прибыль, это ещё плюс 300 миллиардов рублей в экономику. Причём это дисперсно будет распространено. Остальной профицит мы предлагаем распределить по конкретным расходам бюджета.
Что касается вложений в национальную экономику. Мы считаем, что большая часть средств по бюджету, около 200 миллиардов рублей, вложения в имущественные взносы и взносы в уставные фонды, — это неэффективная форма, поскольку, например, по Федеральной сетевой компании сейчас по вашей справке к концу 2008 года — началу 2009 года доля государства составляет 77 процентов. Дальше в бюджете заложено вложение в уставный фонд Федеральной сетевой компании около 50 миллиардов рублей. Что будет в результате к концу 2009 года, как вы думаете? А дальше доля государства будет 75 процентов, потому что будет осуществлена дополнительная эмиссия. Таким образом, средства вложили для увеличения доли государства, потом размыли долю государства, потом снова вложили, потом снова размыли, и вот такой круговорот намечается не по одной компании. Тем более мы никогда не уверены, что получится в результате вложения в уставные фонды — то ли в подстанции, то ли в сети, то ли в игру на фондовом рынке. Поэтому мы за вложения в национальную экономику через бюджет, но считаем, что механизм должен быть принципиально другой: только в конкретные объекты и только под конкретную проектно-сметную документацию.
Далее. Мы считаем, что планирование бюджета с заведомо заниженной инфляцией — это, во-первых, дезориентация рынка, во-вторых, это искусственное сокращение социальных расходов бюджета. С учётом запланированного роста тарифов естественных монополий на уровне 25 процентов и лихорадочных и обвальных вливаний в банковскую систему инфляция не составит в следующем году 8,5 процента, она как минимум составит 12-13 процентов, и такую инфляцию нужно закладывать в бюджете и, соответственно, рассчитывать на неё все индексации.
Следующий вопрос. Расходы на социальную политику — образование, помощь регионам, внебюджетным фондам — мы считаем недостаточными, мы считаем, что до 1 триллиона рублей от профицита нужно распределить на социальные расходы бюджета и на отдельные программы в области инфраструктуры и инновационной сферы.
По бюджету видно, что индексация пенсий в 2009 году будет меньше, чем темп роста средней заработной платы, а это означает, что коэффициент замещения в 2009 году будет ещё ниже, чем сейчас. Таким образом, кризис пенсионной системы продлевается и усугубляется в 2009 году.
В целом наша позиция: с финансовой точки зрения мы считаем бюджет просто опасным. С точки зрения перехода на инновационные рельсы в бюджете не заложено ни механизмов, ни конкретных программ инновационных, инвестиционных, которые этот сдвиг в состоянии обеспечить. Решение социальных вопросов недостаточное, индексация заработной платы региональных бюджетников вообще не предусматривается. С точки зрения поддержки национальной экономики предложенные механизмы не только неэффективны, но и в целом ряде случаев чреваты коррупцией. Поэтому в целом фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» приняла решение о консолидированном голосовании против принятия законопроекта «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в первом чтении.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ОКСАНЫ ДМИТРИЕВОЙ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГОСДУМЫ 19 СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА ОТ ФРАКЦИИ «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 94777-5 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ»
По стенограмме Бюлл. N 42(1015) Ч.1: Стр.61, 69-70