— Если говорить о бюджетниках, то у них высокая производительность труда и в среднем совсем не хуже, чем на Западе. Другое дело, что оснащенность и организация труда, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Скажем, когда врачи работают за медсестер, а медсестры за санитарок, то, естественно, какая уж тут «производительность»… То есть весь вопрос в организации труда, а не конкретно в людях.
В целом, у нас очень сильно идет фактически сверхэксплуатация бюджетников, особенно в сфере образования: это касается и центра, и регионов. Зарплата в образовании в два раза выше, чем верхняя тарифная ставка, но это значит, что, скажем, преподаватели работают не 18 часов, а гораздо больше, то есть берут дополнительную нагрузку, больше «часов» и так далее. То есть учителя (и те же врачи) реально испытывают самые настоящие сверхперегрузки!
А вот тут дело не только в организации труда, но и в очень большом недофинансировании, скажем, того же здравоохранения. Международные нормы финансирования здравоохранения равны 5% от относительного ВВП, а у нас 3-3,5%, — и это очень мало. Такая вот у нас политика. Зарплата бюджетников должна быть, как минимум, на уровне средней по стране. А сейчас в здравоохранении она чуть больше 70%, а в образовании — 65-67%.
Оксана Дмитриева спросила Кудрина о том, признает ли он вред бюджетного правила и потерю в темпах экономического роста России
В ответ на свой вопрос главе Счётной палаты Алексею Кудрину о последствиях его ошибок от многолетней практики соблюдения бюджетного правила...