Я уже давно наблюдаю в экономической науке, а теперь и в дискуссиях об образовательных стандартах, много новоявленных Макаров Нагульновых (помните такого героя из шолоховской «Поднятой целины») только с либеральным уклоном.
Он тогда усвоил две-три прописных коммунистических истины, ими руководствовался и учил других. Впоследствии оказалось, что, во-первых, двух-трех прописных истин мало, а, во- вторых, то, что преподносилось в качестве прописных истин, вовсе не истины, а совсем, наоборот.
Я бы назвала их вульгаризмами.
Или производными от одной из многих экономической теорий (теории Маркса), которая при определенных ограничениях в некоторый исторический период с некоторыми допущениями отчасти правильно описывает отдельные экономические явления. В какой мере эти марксовы положения правильны, и к какой экономике они могут быть применены, квалифицированный экономист начинает понимать только тогда, когда знает классическую экономическую теорию и неоклассические направления, кейнсианцев, неокейнсианцев, институционалистов и неоинституционалистов и т.п. Наши либералы в экономике и образовании также невежественны и не умеют мыслить, как и Макар Нагульнов, только их две-три прописные истины — это не марксистские, а неоклассические. Теперь вернемся к стандартам.
Новый образовательный стандарт как раз сделан для того, чтобы выпускать тысячи новых Макаров Нагульновых, предназначенных очевидно уже не для коллективизации.
А для «приватизации», коммерциализации и еще чего-то очень «либерального».
Этот стандарт нацелен на выпуск невежд, не имеющих нормальных базовых знаний.
Посмотрим, как будет действовать новый либеральный Макар Нагульнов.
В первом направлении, он, допустим, выбирает русский язык.
При этом русскую литературу, он может и не знать, и не изучать. Конечно, мучения Раскольникова и искания Печорина Макару Нагульнову не нужны. Без совести оно сподручнее.
Во втором направлении придется выбрать иностранный язык.
Единственное, пожалуй, чем отличается либеральный Макар Нагульнов от шолоховского.
В третьем направлении Макар Нагульнов выберет информатику – для оперативной связи с начальством.
Математика соответственно ему не нужна, тем более в разбивке на алгебру и геометрию.
В четвертом направлении, естественном цикле, Макар Нагульнов выбирает экологию и усваивает два-три вульгаризма, не зная при этом химии, физики и биологии.
В пятом направлении Макар Нагульнов, конечно же, выбирает обществознание или экономику.
Историю и географию соответственно знать не надо. Два три вульгаризма и вперед. Жаль, что такого предмета не было во времена Фонвизина. Митрофанушка обществознание и экономику уже знал прекрасно применительно к свиноводству, можно было бы законно обойтись без географии.
Портрет человека свободного от знаний, навыков мыслить, но при этом, имеющего «большое количество степеней свободы» (то есть очень хорошо усвоившего либеральные ценности (вульгаризмы) готов: ОБЖ, Россия в мире, Русский, иностранный, информатика, экология, обществознание. Можно быть спокойным, давая такое образование, можно будет решить проблему «утечки мозгов». «Мозгов» просто не будет. Такие выпускники будут абсолютно неконкурентоспособны в мире. Далее, такого рода образование прекрасно для сидения на «нефтяной трубе». Выйдет и прекрасный чиновник – равнодушный, невежественный, знающий две три фразы для отписок и отговорок.
Теперь по поводу советской системы образования, очень «замшелой», как пишет Елена Подгорная.
Советская система образования после экспериментов 20-х годов прошлого века (тоже очень либеральных) вернулась к старой классической гимназии (только без языков) и церковно- приходской школе, которая, кстати, давала прекрасное начальное образование. Эта традиция долгое время передавалась от поколения к поколению, на базе которой держалась и сейчас кое-как держится наша наука.
Академик Алферов не устает повторять, что вся советская физика вышла из школы академика А.Ф. Иоффе.
Дореволюционная физическая школа на базе Политехнического института. Мои родители (отец известный ученый) учились до войны и блокады в ленинградских школах, и учили их еще гимназические учителя. Далее, в 50-у 60е годы к общеобразовательной школе, были добавлены специализированные школы – физико-математические, языковые, а также интернаты, которые собирали одаренных детей.
Эти специализированные школы и система олимпиад является достаточно уникальным явлением, которые пока еще не разрушена.
Так что «замшелая» система позволяла растить нобелевских лауреатов и будущих лауреатов премии Филдса (нобелевка для математиков). А «либеральные стандарты» создадут либеральных Макаров Нагульновых, которые никогда не узнают себя в шолоховском герое, поскольку изучение литературы не предполагается. Единственная надежда, что прочтут об этом они в моем блоге (ведь информатику они изучают).
Оксана Дмитриева, доктор экономических наук, профессор.