
— Я давно настаиваю на необходимости установления ограничений для роста тарифов естественных монополий и ЖКХ. Наш закон, который мы неоднократно вносили, об ограничении при принятии Федерального бюджета на очередной год роста тарифов естественных монополий и ЖКХ официальным уровнем инфляции, торпедируется Единой Россией. Из года в год при рассмотрении бюджета устанавливается рост тарифов выше, чем официальные темпы инфляции. Но при этом, основным источником роста цен и инфляции является как раз рост тарифов. Обуздание роста тарифов необходимо как с точки зрения экономического роста, так и с точки зрения решения социальных проблем.
Одним из инструментов является законодательное запрещение закладывать любое повышение тарифов выше, чем официальный уровень инфляции и введение такой нормы в Бюджетный кодекс. Соответствующий законопроект был нами внесен в марте 2011 года, рассмотрен Комитетом по бюджету только в апреле 2012 года и отклонен, а в повестку Пленарного заседания не поставлен до сих пор.
На недавнем заседании Комитета по бюджету кое-кто из Единой России, наконец, обратил внимание, что официальная инфляция в бюджете 2013-2015 г. г. заложена 5,5%, а рост тарифов – 10-15%. И, вроде бы даже появилась смутная догадка, что с этим пора что-то делать. Но тактичное напоминание о том, что законодательный механизм для решения этого вопроса был нами предложен еще год назад и отклонен этими же людьми, на заседании этого же Комитета, вызвал настоящую ярость.
Я сочла возможным опубликовать стенограмму обсуждения этого вопроса на Комитете 13 апреля и 12 октября. Я считаю, что прозрачность и публичность – хорошие инструменты, когда оппозиции не хватает голосов в парламенте. Хочу привлечь внимание СМИ к содержательным и принципиальным вопросам, которые обсуждаются в Думе, за которые идут бои не на жизнь, а на смерть. А уровень профессионализма при обсуждении таких вопросов вы определите сами:
С Т Е Н О Г Р А М МА
заседания Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
13 апреля 2012 года. 14 часов 30 минут.
Дмитриева О.Г.: Спасибо большое. Значит, уважаемые коллеги, суть законопроекта заключается в том, чтобы законодательно закрепить в Бюджетном кодексе ограничение предельно допустимого роста тарифа естественных монополий и жилищно-коммунальных услуг для конечных потребителей — населения. И закрепить на уровне не больше, чем уровень инфляции. Опять же этот уровень инфляции идет по уровню потребительских цен, это закреплено в Бюджетном кодексе, декабрь к декабрю.
Поправки вносятся в 199 и 184 «прим» статьи Бюджетного кодекса. На самом деле вопрос этот стоит и ставился неоднократно. Последнее время эту позицию о том, что нужно законодательно закреплять рост тарифов естественных монополий и ЖКХ не больше, чем уровень инфляции формулировался, и премьер-министром, избранным президентом, и Министерством экономики. Но мы давно этот вопрос прорабатываем и считаем, что самым оптимальным является внесение таких изменений, формулировка этой позиции в Бюджетном кодексе.
…
Кулик Г.В.: Коллеги, если мы примем этот закон, большего разочарования наших граждан трудно себе представить. У меня создаётся впечатление, Оксана, ты очень грамотный человек, это своего рода провокация. В переводе на крестьянский язык это означает, что сегодня есть определённый тариф на электроэнергию, к примеру, в Калмыкии 6 рублей 32 копейки, в Волгограде 2 рубля 30 копеек, и инфляцию вы установили 5 процентов. На пять процентов будет поднято. Надо, не надо, но раз есть такое право и подсказка такой уважаемой фракции, которая борется за благо народа, обязательно это надо сделать. Поэтому я в своё время был сторонником этого. Я понимал только в одном смысле необходимость это сделать: для стабилизации экономической ситуации в целом это имеет значение. Ради вас, Христа, каждое сегодня ЖКХ ровно на эти проценты, которые вы там определите, поднимет тарифы, и вы никто никому другому не докажет, скажут, что это решение Думы, и мы его выполняем.
Поэтому, ради Бога, снимите этот законопроект. Я бы с ним не шёл даже на Государственную Думу, потому что ещё раз повторяю, большего разочарования люди не получат.
С Т Е Н О Г Р А М М А
заседания Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
12 октября 2012 года. 12 часов.
Кулик Г.В.: Андрей Михайлович, меня, честно говоря, беспокоит вопрос такой, вот все это отбросить эти наши попытки там по всякому кого-то обвинить, то, что мы покрыли, не покрыли инфляцию. Меня интересует вопрос. Вот Россия, население России в 2013 году будет лучше жить, чем в предыдущем или нет?
Председательствующий: Это вопрос к Минфину, как я понимаю.
Кулик Г.В. : Сейчас. К Минфину. Я объясню и внесу предложение. А ты не прыгай тоже, прыгает. Значит, вот я смотрю, рост заработной платы 3,7 процента реальной заработной платы, значит, в то же время другие показатели потом назову, планируем повысить тарифы на 12,15 и более процентов. В результате еще один показатель, спасибо Минэкономики дал, число людей, которые за чертой бедности остается на уровне 2012 года. Меня настораживает, что эти цифры говорят о том, что мы будем жить где-то так, как жили в текущем году, а хотелось бы лучше. Поэтому мой вопрос сводится к следующему.
Председательствующий: Уж вам-то лучше…
Кулик Г.В.: Тоже не знаю, на 6 процентов съело, если говорят, на 6 процентов нам подняли, ой, как, спасибо. Значит, у меня конкретный вопрос. В связи с этим обсудите позицию ряда депутатов, которые предлагают в пункте 1 Закона «О бюджете», где мы фиксируем ВВП, фиксируем сумму доходов и расходов зафиксировать два показателя. Первое. Темп роста, да, и инфляция там еще. Темп роста услуг монополий… Да, подожди, чего вы… Темп роста услуг монополий не выше запланированной инфляции.
Дмитриева О.Г.: Мы же голосовали против этого закона только что на комитете.
Кулик Г.В.: Ну, Оксана, ну умоляю тебя, но меня не интересуют ваши разборки, кто красивее. Я еще раз повторяю.
Дмитриева О.Г.: Это ваши разборки. Только что был закон. Вы голосовали против.
Кулик Г.В. Я могу внести…