Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников по заявке СССР в 1990 году был включён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. При этом мы подписали Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, в соответствии с которой обязательства по охране всемирного наследия возлагаются на федеральные органы государственной власти.
В соответствии с процедурой утверждения объекта всемирного наследия ЮНЕСКО к заявлению прилагается карта расположения этого объекта. Та часть города на правом берегу Невы, где собирались строить «Охта центр», на этой карте присутствует. Это значит, что территория будущего «Охта центра» внесена в реестр ЮНЕСКО. Поэтому непонятно, почему правительство Санкт-Петербурга осуществляет распоряжение этим объектом и этим земельным участком, не имея на это никаких полномочий. И непонятно, почему за всё это время нет протеста Генеральной прокуратуры и нет более активных попыток и Министерства культуры, и Росохранкультуры осуществить свои полномочия.
После того как 22 сентября 2009 года правительство Санкт-Петербурга своим постановлением № 1079 утвердило отклонение от высотного регламента при строительстве «Охта центра» и фактически разрешило строить небоскреб «Охта центра» высотой 403 метра, Россия была предупреждена органами ЮНЕСКО о возможном исключении исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В октябре 2009 года по поручению министра культуры Александра Авдеева Росохранкультурой была проведена проверка законности постановления правительства Петербурга, утвердившего 403-метровую высоту небоскреба «Охта центра». В своем заключении от 06.10.2009 года Росохранкультура установила незаконность как постановления правительства Петербурга № 1079, так и ряда положений закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009года «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (закон о ПЗЗ), в которых устанавливались градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия без согласования с Росохранкультурой. Отсутствие такого согласования нарушало ст. 34 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденного постановлением правительства РФ от 26.04.08 № 315.
Хотя Заключение Росохранкультуры было направлено министром культуры РФ Александром Авдеевым в прокуратуру Санкт-Петербурга для принятия мер прокурорского реагирования, никакой реакции не последовало. Тогда Оксана Дмитриева 9 июля 2010 года направила свой депутатский запрос Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, в котором просила его «обеспечить принятие безотлагательных мер по фактам нарушения требований федерального законодательства, установленным в Заключении Росохранкультуры от 06.10.2009г».
27 августа 2010 года на этот запрос пришел ответ – из прокуратуры Санкт-Петербурга. И.О прокурора города Э.Э.Артюхов сообщил, что 21 августа 2009 года КГИОП «в соответствии с компетенцией» изменил границы территории памятника «Ниеншанц (Охта 1) Шведская крепость: 1611-1703: участки культурного слоя, грунтовый могильник», в результате чего территория Охта-центра оказалась за его пределами. «Данное решение Комитета является в настоящее время предметом судебного рассмотрения. Очередное заседание суда кассационной инстанции назначено на 6 сентября 2010 года. Таким образом, – пишет прокурор, – окончательное решение о возможности строительства … может быть принято после решения вопроса о статусе выявленного объекта в установленном законом порядке». Что касается высоты небоскреба, то, по мнению Артюхова, поскольку Смольнинский районный суд 7 июля 2010 года отказал гражданам, оспаривавшим законность постановления правительства Петербурга №1079, судебная коллегия по гражданским делам городского суда оставило это решение без изменения, а ст. 376 ГПК РФ запрещает прокурору проверять законность судебных решений в таких делах, «достаточных оснований для применения мер прокурорского реагирования в настоящий момент не имеется».
Одновременно с запросом генпрокурору Оксана Дмитриева направила запрос также и министру культуры Александру Авдееву. В этом запросе депутат обращала внимание министра на то обстоятельство, что после представления своего Заключения Росохранкультура самоустранилась от дальнейших действий и не стала настаивать на устранении нарушений, указанных в Заключении. В связи с этим Оксана Дмитриева просила министра «обратить внимание Росохранкультуры на необходимость направить своего представителя на заседание Судебной коллегии Санкт-Петербургского городского суда для активной защиты позиции Росохранкультуры, изложенной в Заключении от 06.10.2009; поручить Росохранкультуре провести исчерпывающую проверку соответствия федеральному законодательству Закона о границах зон охраны и закона о ПЗЗ, а заключение по результатам указанной проверки направить в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования».
5 октября 2010 года из министерства культуры пришел ответ. В нем заместитель министра А.Е.Бусыгин сообщает, что «в настоящее время Росохранкультура в качестве заинтересованного лица участвует в судебном разбирательстве по исковому заявлению А.А.Ковалева, В.Я.Муратова и других граждан – жителей Санкт-Петербурга о признании незаконными и недействующими» ряда норм Закона о границах зон охраны и закона о ПЗЗ. «Таким образом, – пишет замминистра, – вопрос о соответствии указанных нормативных правовых актов законодательству РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия будет решен в судебном порядке».
Как известно, группа петербуржцев, поддержанных депутатом ЗакСа от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Алексеем Ковалевым суд в конечном итоге выиграли. В ноябре 2011 года Городской суд удовлетворил жалобу петербуржцев и признал незаконными градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия, внесенные в городские законы без согласования с Росохранкультурой. В марте 2011 года это решение подтвердил и Верховный суд РФ. В результате стали незаконными проекты около двухсот небоскребов (со средней высотой порядка 120 метров) в разных районах города. Что касается «главного небоскреба» – доминанты «Охта центра» – то опять же под давлением общественности от него вынужден был отказаться сам Кремль.