«Цель внесенного в Думу законопроекта, якобы о реновации, на самом деле недвусмысленно сформулирована. Это закон о сносе и расчистке территории в интересах конкретных инвесторов-застройщиков. В нем полностью видоизменяется изначальный смысл — реконструкция и реновация ветхого или аварийного жилья («хрущевки», иные дома первых массовых серий и т.д). Цель реновации – улучшение, обновление. У этого закона я вижу иные цели – как бы расчистить понравившуюся территорию от жилого фонда и людей там проживающих. Вне зависимости от того, насколько это действительно необходимо жилищному фонду и без учета заинтересованности граждан в реконструкции, либо переезде.
В законе речь о реновации уже не идет, а программа называется «Комплексное развитие территорий».. При этом, под снос и реконструкцию могут попасть абсолютно любые дома – «хрущевки», сталинская застройка, дома исторической застройки, не являющиеся объектами культурного наследия.. Абсолютно любые! Потому, что в проекте сказано — комплексное развитие может быть на любой территории, где не менее 50% земель составляют земли, перечисленные, собственно, в законе. Рассмотрим несколько примеров. Предположим – вы живете в хорошем доме, но рядом на территории– три дома в аварийном состоянии. Таким образом, для нужд «комплексного развития» берутся три аварийных дома и три хороших. Ваш — в том числе. Или – 50% территории занято «хрущевками». А рядом – сталинские дома. И они попадают под «снос», потому что территория, на которой они находятся, составляет менее 50% от участка, понравившегося инвестору.
Следующий случай. Например, вы живете рядом с территорией лесополосы, либо любым другим незастроенным земельным участком. Если пустыря застройщику будет мало, значит, и дома рядом пойдут под реконструкцию и могут быть снесены.
Еще пример – рядом с вашим кварталом — объекты капитального строительства, которые на основании муниципальных или региональных адресных программ планируется снести – тот же старый завод, или промзона. И по этому закону будет планироваться не только застройка промзоны, но и «комплексное развитие», то есть, снос домов, которые расположены рядом. И совсем не обязательно это будут «хрущевки», ветхое или аварийное жилье. Это будут любые дома, которые оказались рядом и приглянулись застройщику. Дальше – больше. 50% может занимать и земельный участок, где расположены самовольные постройки – старые заброшенные дачи, огороды и так далее, которые граждане никак не зарегистрировали. А другую половину может составить участок, где расположены многоквартирные дома.
То есть, абсолютно все, что приглянулось застройщику, может быть снесено. Вне зависимости от качества жилья, и того, является ли оно в действительности аварийным, от года постройки, технических характеристик и желания жителей», — убеждена Оксана Дмитриева.
.
Также парламентарий указывает на то, что решение о «комплексном развитии» территорий принимают органы исполнительной власти.
«После принятия решения устраивается аукцион, где эти участки продаются прямо с «феодальными крестьянами» — гражданами, проживающими в многоквартирных домах. Затем с инвестором подписывается договор, и уже только после этого у жителей спрашивают согласия! Представьте ситуацию – в одном доме две трети жильцов согласились, а в соседнем – отказались. Как быть с точки зрения «комплексного развития»? В законе об этом ни слова! Видимо, считается, что если решение принято, вопрос о том, как быть с жителями, уж как-нибудь решится. Дожмут. Получается, что можно сносить все, что угодно. То есть, этот закон не имеет никакого отношения к реновации. Все альтернативные законы о реновации, даже те, что мы неоднократно критиковали, в том числе и московский закон, не говоря уж о законопроекте, который мы с коллегами-депутатами Законодательного Собрания Сергеем Трохманенко и Денисом Четырбоком разработали и направили в Государственную Думу, посвящены реновации – реконструкции и обновлению «хрущевок», другого ветхого и аварийного жилья.
Разница в подходах, механизмах и так далее. Но этот проект просто не выдерживает никакой критики. Если он будет принят — каждый регион превратится в очаг градостроительного протеста» — резюмирует депутат.