«Изменения в Генплан, прежде всего, касаются Восточного скоростного радиуса – платная магистраль длиной 22 км, из них 17 км — внутри города. Стоимость проекта оценивается в 160 млрд. рублей, следовательно, километр ВСР примерно в два раза дороже километра ЗСД. Эта цифра эквивалентна расходам на капитальный ремонт жилья в Санкт-Петербурге за 20 лет. И эти расходы лягут на граждан и бюджет Санкт-Петербурга в той или иной форме: либо в форме бюджетных инвестиций, либо как плата за проезд, либо как компенсация недополученной прибыли инвестору. При этом никаких расчетов нет — экономики, прогноза и оптимизации транспортных потоков, поиска оптимального варианта планировочных решений. Чтобы оплатить такое сооружение, плата за проезд должна быть астрономической, но даже если по такой цене по этой магистрали никто не поедет, вся недополученная прибыль будет выплачена из бюджета. Экономику проекта и фактор платности никто не считал — кто поедет , по какой цене – непонятно. Зато потом всю эту вакханалию снова назовут «коммерческой тайной». Транспортные потоки также не просчитывались — если никто не поедет, то это улучшит транспортную ситуацию. Есть опасность, что мы увязнем в ВСР так, что стадион на Крестовском покажется игрушечным домиком, а расходы на него — карманными деньгами. Уже сейчас ВСР – это 4 стадиона. Но строительство стадиона на старте также оценивался в 6 раз меньше. Так что потом, по факту, это будет уже не четыре стадиона, а все восемь.
Что касается планировочных решений. Никаких альтернативных стратегий даже на уровне черновых эскизов не рассматривалось. Как геометрически-географических, так и с точки зрения затрат-результатов. За 160 млрд. можно было реализовать проекты второго внутреннего кольца, комбинированный вариант расширения КАД и пробивку вылетных магистралей, строительство Большого Смоленского моста или любые их сочетания.
В существующем варианте прокладка магистрали внутри города по определению в 1.5 раза дороже, чем вовне, поскольку магистраль будет прокладываться либо по жилым массивам, , либо по промзонам, либо по другим инженерным коммуникациям затрагивая, например, РЖД, Водоканал, либо что-то еще. Поэтому уже сейчас начинаются бесконечные изменения – протест жителей ЖК Ладожский парк и ул. Кржижановского заставил передвинуть ВСР с юга на север от железной дороги. Теперь магистраль проходит по головам жителей Хасанской улицы. Во Фрунзенском и Московском районах магистраль практически проходит по корпусам «Электросилы» и завода «Старт». Кроме того, попытка обойти препятствия существенно изменяет планировочное решение. По факту получается иная геометрическая фигура, ВСР – это уже не радиус, не хорда, не дуга, не часть окружности – это « уж на сковородке», причем все изгибы этого ужа стоят денег. Каждый лишний километр – 7 млрд. При этом ВСР не спрямляет транспортный путь, как в случае с ЗСД, а удлиняет. ВСР — платный дублер кусочка КАД внутри города, имеет ту же длину, что и КАД -17 км. Только если КАД оттягивает транспорт из города, то ВСР засасывает его внутрь. И конечно экологическое воздействие тоже никто не просчитывал и даже не прогнозировал.
Кроме того, платная трасса ВСР перекроет возможность строительства давно задуманных бесплатных магистралей — заблокирует пробивку Софийской ул. в направлении центра, Благодатной ул. по направлению из Московского района в Кировский, отодвинет на неопределенное время строительство Большого Смоленского моста и т.п.
Мы предлагаем отложить изменения в Генплан в части ВСР. Только после всех расчетов и неопровержимых доказательств, что ВСР — оптимальный путь решения транспортной проблемы, в том числе с точки зрения соотношения затрат и результатов, можно думать о внесении изменений в Генплан. Мы предлагаем также четко определить, что защитная зона вокруг Пулковской обсерватории должна быть зафиксирована как зона Р2.Следует, наконец, адаптировать Постановление 1945 Совнаркома к существующему законодательству. И если там предполагалось запрещение крупного жилищного и промышленного строительства, то в сегодняшних терминах и этажности многоквартирных жилищных комплексов – это, конечно, зона Р2» — заявила Оксана Дмитриева.