Около полутора тысяч петербуржцев, собравшихся 3 апреля на Пионерской площади, поддержали требования инициаторов митинга к городским властям прекратить противозаконный снос исторических зданий и строительство недопустимых высоток, гарантировать гражданам возмещение ущерба от протечек кровель, отправить в отставку проштрафившихся чиновников.
Митингу Гражданской коалиции «Марш в защиту Петербурга» погода явно благоприятствовала. Вместо обещанного ветра с дождем и мокрым снегом оказался сухой штиль, а к концу даже выглянуло солнце. Народу пришло столько, что на миниатюрной площадке, огороженной железным забором с турникетами металлоискателей, хватило место главным образом лишь для представителей 35 участвовавших в митинге партий и общественных организаций. Публике пришлось располагаться за забором, а отдельные энтузиасты забрались на окружающие ледяные сугробы. Даже опоздавшему Александру Сокурову не удалось пробраться к сцене.
Немногочисленная милиция, на этот раз обошедшаяся без традиционных услуг ОМОНА, проявляла чудеса толерантности – никого не хватала, а автозаков, похоже, и вовсе не было. Хотя и лозунги на многочисленных плакатах, и речи выступавших отнюдь не отличались миролюбием. «Победили «Охта-центр», — победим и безответственность чиновников Смольного!», «Санкт- Петербург – без Матвиенко!», «Она разрушает – мы сохраняем!», «Матвиенко требуем к ответу!», «Хорошо, что у губернатора только один сын!», «Не доводи до греха – снижай тарифы ЖКХ» и т.д. и т.п.
Речи выступавших также не оставляли сомнений в том, кого они считают виновниками петербургских бед. «Мы боремся за то, чтобы природная территория Ораниенбаума не превратилась в промышленную зону, как это хочет Матвиенко», – объяснял лидер местной оппозиции. Создатель, видимо, плаката «Лохотрон от губернатора» напомнил несбывшиеся обещания Валентины Ивановны: «Она обещала, что в этом году снег и сосульки будут убирать лучше, чем в прошлом, что средняя зарплата в Петербурге к 2010 году достигнет тысячи долларов и так далее». Защитники Юнтоловского заповедника обвиняли губернатора в противозаконных намерениях провести там трассу Западного скоростного диаметра.
«Все дело в тех гигантских суммах, которые выручают инвесторы – прихватизаторы нашей городской земли, – вскрывал истинные причины появления «градостроительных ошибок» депутат ЗакСа Алексей Ковалев. – У нас есть данные о том, сколько они заплатили и сколько получили. Норма их прибыли – от 200 процентов и выше. Но все должны понимать, что без городских властей заработать такую прибыль невозможно. Значит, исполнительная власть получает… Чудовищный уровень коррупции!».
Своеобразной иллюстрацией обвинительным речам ораторов стала выставка «Молодёжного Яблоко» под названием «Пороки Смольного». Портреты то ли улыбающейся, то ли плачущей Валентины Матвиенко сопровождались надписями: «коррупция», «выращивание сосуль», «вырубка деревьев», «разрушение города», «преследование оппозиции» и т.д.
Выступившая перед собравшимися Оксана Дмитриева высказалась за смену власти в городе: «Мы предлагаем создать народный фронт, народное ополчение, гражданскую коалицию для защиты города от безответственных коррумпированных чиновников…. Но каждый петербуржец в этой борьбе должен понять — с кем он и по какую сторону баррикад. То ли он наш союзник, то ли он приспешник хозяев Смольного и участвует в их интригах и разводках».
Примечательным событием стало выступление – впервые на оппозиционных митингах — двух вице-губернаторов Петербурга — Романа Филимонова и Игоря Метельского. Первый признался, что он с коллегой пришел на митинг по инициативе губернатора (то есть, вовсе не по зову души, как все остальные) – чтобы развеять страхи петербуржцев в преддверие выборов. Но его успокоительные слова – «Все будет в порядке. Город будет сохранен» – потонули в криках «Долой!», «В отставку!». Петербуржцы явно не верили людям, чьи слова так сильно расходятся с делами. Метельский безуспешно призывал публику поверить нынешнему руководству города и, наоборот, не доверять тем, «кто хочет занять место бюрократов». «Задайте себе вопрос, – взывал вице-губернатор, – будут ли они действительно отстаивать интересы?». Народ призывам не внимал. «Позор!», «В отставку» – такова была единственная реакция горожан.